понедельник, 6 декабря 2010 г.

Когда отказывают двигатели

Простите, но мое сегодняшнее настроение не самое радужное. Новосибирская непогода меня несколько вывела из равновесия: снег настолько сильный, а раздолбайство местных дорожных служб настолько раздолбайское, что вечерний путь из Академгородка в Новосибирск составил 2.5 часа вместо положенных 40 минут. Я опечален и настроен на негативную волну. А негативная волна, в частности, навеяна недавним постом летчика Лехи об аварии во Внуково ТУ-154 Дагестанских авиалиний, даже не постом, а его тоном в отношении журналистов и прочих "лохов", которые ни черта не понимают в кристально понятном вопросе, кто когда разорился и кто кого купил. Да бог с ним с Лехой. Тема авиации мне всегда была интересна и что я раскопал, что ровно 13 лет назад, 6 декабря 1997 года произошла очень похожая авиакатастрофа, правда с гораздо более серьезными последствиями.

Транспортный самолёт Ан-124-100 ВВС России, выполняя взлёт с аэродрома Иркутского авиазавода, из-за последовательного отказа трех из четырех двигателей упал на жилые дома микрорайона авиастроителей сразу после взлёта. 

В 14:42 самолёт совершил взлёт с аэродрома Иркутск-2. Ан-124 перевозил два истребителя Су-27, собранных Иркутским авиазаводом, во Вьетнам. Загрузка находилась в пределах установленных ограничений. Через 3 секунды после отрыва на высоте 5 метров в условиях роста угловой скорости вращения по тангажу произошёл помпаж двигателя № 3, в результате которого двигатель отключился. Спустя 6 секунд на высоте 22 метра произошла остановка двигателя № 2 с признаками штатного выключения. Ещё через 2 секунды под влиянием скольжения и большого угла атаки (но не превышающего максимально допустимый) на высоте 66 метров произошёл помпаж двигателя № 1, после чего самолет перешёл на снижение. Попытка удержать самолёт на одном работающем двигателе, предпринятая экипажем под командованием подполковника В. А. Федорова, не увенчалась успехом, и самолёт с левым креном и малой поступательной скоростью рухнул на дом № 45 по улице Гражданской. Хвост самолета существенно задел дом № 120 по улице Мира, а остальные обломки — здание детского дома. 

В катастрофе погибли все находившиеся на борту 23 человека, а также около 45 человек на земле, в том числе 14 детей. В результате разрушения жилого дома без жилья остались более 70 семей. На последствия катастрофы в немалой степени повлияли и мгновенно воспламенившиеся десятки тонн авиационного топлива. 

Для расследования катастрофы была создана специальная комиссия. Переговоры экипажа не сохранились — оба бортовых самописца оказались в центре пожара и были сильно повреждены. Комиссия так и не пришла к однозначному мнению относительно помпажа сразу трёх двигателей. Причины их отказа как при помощи средств объективного контроля, так и экспериментальным путем окончательно установить не удалось. Известно что двигатели Д-18Т, производимые украинской компанией ОАО «Мотор Сич», имели проблемы с газодинамической устойчивостью, особенно на больших углах атаки. 

2 комментария:

Есть мнение